Учащихся Ирдынской школы, которые не смогли по каким то причинам принять участие в І туре школьной олимпиады по русскому языку, приглашаем испытать свои знания через наш сайт.
Ребята, ознакомьтесь с заданиями олимпиады, подумайте, напишите ответы на отдельном листе и принесите его в школьный оргкомитет олимпиады по русскому языку (Стеценко Н.И.). Вы убедитесь, что русский язык вы знаете не так уж и плохо (а может даже очень хорошо!), а кроме того у вас есть возможность получить хорошую оценку по русскому языку. Ждём ваших работ. Удачи вам, девятиклассники! 9 класс
Ирдынская
общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
2012-2013 учебный год
ОЛИМПИАДНЫЕ
ЗАДАНИЯ (І этап)
РУССКИЙ
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
9 класс
1-й уровень (3 задания по 10 баллов = 30 баллов)
1.1.
Решите
лингвистическую задачу (10 баллов)
При помощи слов можно не только описать
увиденное, но и передать услышанное. Если поэты пользуются этой способностью
слов, то говорят, что они применили в своём
стихотворении ____________________________.
Прочитайте отрывок из стихотворения В.
Жуковского «Вадим» и выполните задание:
И некий глас промчался с ним,
Как будто над звездами
Коснулся арфы серафим
Эфирными перстами.
Вспомните аналогичный пример или
составьте собственный.
1.2. Решите лингвистическую задачу (10 баллов)
Что в словосочетании поваренная соль обозначает слово поваренный, от какого слово образовано?
1.3. Раскройте авторское отношение к
литературному персонажу в повести Н.
В.Гоголя «Тарас Бульба» (10 баллов)
2-й уровень (2
задания по 20 = 40 баллов)
2.1. Прочитайте
текст и выполните задания (4 задания
по 5 баллов = 20 баллов)
У каждого
возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей — это сказки. Для десятилетних —
«Руслан». В двенадцать—тринадцать лет нам открываются пушкинская проза,
«Полтава», «Медный всадник», в юношеские годы — «Онегин» и лирика.
А потом — и
стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и
статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда! В каком возрасте
становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической
точностью границы читательских возрастов. (По Маршаку. 76 сл.)
1.
Определите стиль текста.
2.
Какая часть речи преобладает в тексте? Как создается лаконичность и
эмоциональность текста?
3.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что у каждого возраста свой Пушкин.
Совпадает ли ваше чтение пушкинских произведений с возрастными этапами,
названными С. Я. Маршаком?
4.
Какой Пушкин вам понятен и близок сегодня?
2.2. Выполните анализ лирического произведения (20 баллов)
Когда
волнуется желтеющая нива,
И
свежий лес шумит при звуке ветерка,
И
прячется в саду малиновая слива
Под
сенью сладостной зелёного листка;
Когда,
росой обрызганный душистой,
Румяным
вечером иль утра в час златой,
Из-под
куста мне ландыш серебристый
Приветливо
кивает головой;
Когда
студёный ключ играет по оврагу
И,
погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет
мне таинственную сагу
Про
мирный край, откуда мчится он, -
Тогда
смиряется души моей тревога,
Тогда
расходятся морщины на челе, -
И
счастье я могу постигнуть на земле,
И
в небесах я вижу бога...
М.Ю.Лермонтов
3-й уровень. Творческое
задание
(1 задание – 30 баллов: 18 (литература), 12
(язык))
Участники сегодняшней олимпиады объединены любовью к
русскому языку и интересом к его изучению. Думаем, что каждому олимпиаднику
приятно получить поздравление от своих сверстников, особенно если они будут
оригинальными по содержанию и без речевых штампов. Напишите
поздравительную открытку в честь
Международного дня родного языка, который отмечался во всём мире 21 февраля.
Объем работы –
1 страница.
P.S. Всего 100 баллов
|