Проверь, хорошо ли ты знаешь русский язык. Прими участие в этой олимпиаде. Ознакомься с заданиями, сделай их на листе и принеси в школу в оргкомитет олимпиады по русскому языку (Стеценко Н.И.). Кроме того, что ты сам убедишься в том, что русский язык ты знаешь не так уж и плохо (а может быть отлично) и по каким-то причинам в этом году ты не взял участия в школьном туре олимпиады, у тебя есть возможность получить хорошую отметку. Ждём ваших работ. Удачи вам, десятиклассники!
Ирдынская
общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
2012-2013 учебный год
ОЛИМПИАДНЫЕ
ЗАДАНИЯ (І этап)
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
10 класс
1–й уровень (3 задания по 10 баллов = 30 баллов)
1.1. Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное
произношение: об игре, обыграть, началась игра, до игры, контригра. Разбейте приведенные примеры на
группы в зависимости от того, какой гласный произносится в игр-. Объясните, с чем
связано различное произношение
начального гласного этого корня в
приведенных примерах (10 баллов)
1.2.
Выполните задание (10 баллов)
На чём строится языковая игра в следующих примерах,
взятых из произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина: превзошли самые смелые их
опасения; спешили наутёк; горькими слезами разливается?
1.3.
Назовите имена русских поэтов, писавших сонеты (10 баллов)
Начала XIX
|
Второй
половины XIX века
|
Второй
половины XX века
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й
уровень (2 задания по
20 баллов = 40 баллов)
2.1. Дайте стиховедческое описание текста (система стихосложения, размер, качество рифм и способ
рифмовки, вид строфы), составьте ритмическую схему. С помощью каких ритмических, синтаксических, фонетических приёмов
выделены важные по смыслу слова и словосочетания? (20 баллов)
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
А.Фет
2.2. Прочитайте
текст и выполните задания (20 баллов)
Что же самое
главное в жизни? Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами
и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
В жизни ценнее всего доброта, умная,
целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее
и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать
счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.
Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если
жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
Все плохое и мелкое в жизни быстро
забывается. Люди, ни о ком не заботящиеся,
исчезают из памяти. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в
жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, шутки,
их облик, поступки, а иногда чудачества.
О них рассказывают.
В жизни надо иметь свое служение — служение
какому-то делу, даже если оно маленькое. Если этому делу будешь верен, оно
станет большим.
Знать это, помнить об этом всегда и следовать
путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне! (По Лихачеву).
1. Озаглавьте текст и заголовок запишите.
2. Определите тип речи данного текста. Докажите
правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная
мысль автора? Какова основная проблематика текста?
3. Определите стиль текста. Докажите правильность
ответа.
4. Составьте графический проект данного текста по
принципу «планета и ее спутники». В итоге у вас должна получиться схема,
которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих
информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым
словосочетанием текста (самое главное в жизни).
3–й
уровень. Творческое задание (1
задание – 30 баллов: 18 (литература), 12 (язык))
Знать и изучать русский язык – это значит открыть для
себя мир русской литературы и культуры.
Что значит для вас и ваших одноклассников, учителей,
родителей, друзей и знакомых русский язык? Возьмите интервью у самого
интересного, наш взгляд, собеседника. Сформулируйте вопросы и запишите самые
интересные ответы на них.
Объем работы –
2 страницы. P.S. Всего 100
баллов
|