Ирдынская
общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
2012-2013 учебный год
ОЛИМПИАДНЫЕ
ЗАДАНИЯ (І этап)
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
11 КЛАСС
1-й уровень (3 задания по 10 баллов = 30 баллов)
1.1. Укажите общее
и различное в
значении и употреблении слов (10 баллов)
Церковь – собор – храм
1.2. Ответьте на вопросы и выполните задания (10 баллов)
На чём основана языковая игра в
следующих парах слов? Каким термином она обозначается?
Топор – ропот
Камыш – мышка
Дупель – пудель
Запишите соответствующую пару для
каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, директор. Приведите
1-2 аналогичных примеров.
1.3. Напишите
небольшую статью на тему «Элитарное
искусство» (или «Хеппенинг») для
школьного словаря по
истории русской литературы (10 баллов)
2-й уровень (2 задания по 20 баллов = 40
баллов)
2.1.
Прочитайте
текст и выполните задания (20 баллов)
С чего начать разговор о России? Мне,
русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций
или почти два Китая. Может, начать разговор с того, какая Россия — разная? Это
— и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в
Сибири. Это — горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани,
Волги. Это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие
паровозного гудка. (По Кроткову. 78 сл.)
1.
К какому стилю принадлежит текст?
Докажите свою точку зрения.
2.
Какой тип речи выбрал автор для того, чтобы поделиться своими размышлениями?
3. Какие языковые средства и какое
построение предложений использовал автор, чтобы воздействовать на читателя или
слушателя?
4.
В первом предложении диктанта ставится вопрос: «С чего начать разговор
о России?» Может ли быть только один ответ на этот вопрос? С чего бы вы начали
разговор об Украине?
2.2.
Прочитайте
стихотворение М. И. Цветаевой «Откуда такая нежность?» и выполните задание (20 баллов)
Определите роль художественно-выразительных средств в
изображении характера лирической героини. Напишите развернутый ответ на вопрос.
Обоснуйте свою точку зрения, подтвердите ее примерами из данного лирического
произведения.
Откуда такая
нежность?
Не первые эти
кудри
Разглаживаю,
и губы
Знавала –
темней твоих.
Входили и
гасли звезды
(откуда такая
нежность?),
Всходили и
гасли очи
У самых моих
очей.
Еще не такие
песни
Я слушала
ночью темной
(откуда такая
нежность?)
На самой
груди певца.
Откуда такая
нежность?
И что с нею
делать, отрок
Лукавый,
певец захожий,
С
ресницами – нет длинней?
3–й уровень (1 задание – 30 баллов: 18
(литература), 12 (язык))
Все мы любим ругать, бранить, критиковать или
распекать. Но гораздо чаще бывает нужно не осуждать и порицать, а хвалить. Для
названия такого рода речей в риторике существует особый термин –
эпидейктическая речь. Разновидностями этого риторического жанра
являются всем вам хорошо знакомый комплимент, тост, юбилейная речь. Помните
«Хвалебную песнь», сочинённую Вини-Пухом в честь Пятачка? Или речь Гаева,
обращённую к... шкафу, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», или «Похвальное
слово глупости» Эразма Роттердамского? Всё это – образцы эпидейктического
жанра. Как видите, предметом такой речи может быть всё, что угодно. Хвалить
можно не только человека, но и неодушевлённые предметы, явления – обычно науку,
область знания или какое-либо общее дело, которое связывает, объединяет людей.
В общем, что угодно.
Напишите эпидейктичекую речь –
речь торжественную, воодушевлённую, хвалебную. Похвальная речь может быть
обращена к семье, другу, любимому, учителю, предмету, школе, городу или стране.
Объем работы – от 2-х страниц. P.S. Всего 100 баллов